Независимая оценка качества образования (далее - НОКО) - оценочная процедура, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, предоставление участникам отношений в сфере образования соответствующей информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций через:
- привлечение к оценке качества образования общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования;
- координацию действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций по повышению качества условий образовательного процесса, реализуемых образовательными организациями образовательных программ, результатов освоения образовательных программ, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами и потребностями потребителей образовательных услуг;
- совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- мероприятия по повышению эффективности, качества и доступности образовательных услуг.
В качестве основных критериев независимой оценки качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выступают:
- открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
- удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Основные цели, задачи, функции, направления и объекты ВСОКО
Целью ВСОКО является получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.
Основными задачами являются:
- установление оптимальных показателей (индикаторов) с учетом значимых критериев для региональной системы качества образования;
- планирование единой системы оценочных процедур, обеспечивающих контроль состояния образования для выявления его реального уровня и факторов, влияющих на динамику качества образования в школе;
- сопровождение оценочных мероприятий, получение объективной и достоверной информации о функционировании и развитии качества образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень, с использованием различных информационно-аналитических систем;
- обеспечение качественного и своевременного проведения оценки качества образования;
- сравнительный и всесторонний анализ полученных результатов оценочных мероприятий;
- соответствие внутренней оценки качества образования внешней;
- определение системы мер, направленных на корректировку полученных результатов;
- прогнозирование развития качества образования в школе, предупреждение негативных тенденций с учетом возможностей школы;
- принятие обоснованных эффективных и своевременных управленческих решений по повышению качества образования;
- представление результатов для заинтересованных категорий пользователей
Основными функциями ВСОКО являются:
- обеспечение требований ФГОС НОО, ООО, СОО;
- формирование критериальной основы оценки качества образования;
- информационное и аналитическое обеспечение управления качеством образования;
- прогнозирование, диагностика, экспертиза и оценка качества образования;
- обеспечение открытости и доступности информации ВСОКО для всех заинтересованных пользователей.